Шри Шива гита

 

Глава VI - Слава Бога.

Глава VII - Видение Вселенской Формы.

 

Перевод с английского на русский shAntira shani и milikA sakalasiddhi madhudharI devI .

 

 

Глава VI - Слава Бога.

 

Рама сказал:

О Владыка! Во мне открылось беспредельное удивление, когда я услышал от Тебя, что Ты являешься Творцом Мира. Ты – Бог с полумесяцем в волосах, трехглазый и сиянием превосходишь кристалл. ..1..

Ты имеешь форму, ограниченную ростом и имеющую вид мужчины, сопровождаем Матерью Парвати и свитой Ганов. ..2..

Как же получается, что Ты творишь, опекаешь и разрушаешь мир, созданный из пяти элементов и состоящий из живых и неодушевленного? Скажи мне, о Возлюбленный Парвати, если Ты беспокоишься обо мне. ..3..

 

Шива сказал:

Слушай, о соблюдающий высокие обеты Рама! Я расскажу тебе то, что является труднопостижимым даже для богов и что может быть понято только в полным сосредоточении и что способно перенести тебя на другой берег океана рождений и смертей. ..4..

Эти пять элементов, эти четырнадцать миров, горы и океаны, демоны и мудрецы; неподвижные как деревья и движущиеся создания, гандхарвы, праматхи, наги – все они являются Моими проявлениями. ..5-6..

В древности, все боги, начиная с Брамы, настроенные увидеть Мою истинную форму, пахтали океан, используя самое дорогое для Меня – гору Мандару. ..7..

Стоя предо Мной с молитвенно сложенными руками, боги восхвалили Меня. Но созерцая этот Мой облик, они были введены в заблуждение и их разум помутнел. ..8..

Находясь в состоянии неведенья, они неоднократно спрашивали Меня: «Кто Ты?» И тогда Я сказал богам: Я То, Изначальное! О боги! Я был прежде всего, я – в настоящем и Я буду в будущем также. Нет ничего кроме Меня в этом Мире!.. 9-10..

О Владыки Богов! Нет ничего, кроме Меня – в постоянном и непостоянном. Безупречный, Я – Бог Веди Брахмы. ..11..

О Владыки Богов! Я простираюсь на север и на юг, на запад и восток, в верх и вниз. Я основные и промежуточные направления сторон света. ..12..

Я – Савитри и Гаятри; Я – женщина, мужчина, бесполый; Я – метрические размеры Триштуп, Джагати, Ануштуп, Панкти и три Веды. ..13..

Я – истина всех явлений, покой, три домашних огня, духовное познание и ритуал, Учитель, речь, сокровенное и Бог Мира. ..14..

Я – изначальное, величайший среди Богов, самый великий из знатоков Истины, Владыка Вод, благой, обладатель шести признаков (Бхагаван), Управитель, свет и первопричина. ..15..

Я – Риг, Сама, Яджур и Атхарва Веды, вся полнота священных гимнов, и, подобно великим Ангирасам, все происходит из Меня. ..16..

Я – Итихаса и Пураны, Я - kalpa (ритуалы), и исполняющий их, Я – Нарасамси (гимн к Рудре) и Гатха (хвалебный гимн ведического ритуала), Я – медитация и сокровенная мудрость. ..17..

Я – стих (строфы) Вед, Сутры, основные и дополнительные комментарии. Я также шесть наук и ведические жертвы, ритуал жертвоприношения и предлагаемое. ..18..

Я – даритель, Я – этот мир сегодня и в будущем, Я вечное и преходящее, Я – контроль чувств и разума, Я – пребывающий в чувствах. ..19..

Я – сокровенная тайна Вед, лес и не рожденный, питающее и беспримесное, Я – внутри и снаружи, внешнее и внутреннее, передовое и непреходящее. ..20..

Я легок, как тень, Я – тонкие элементы чувства, ум и эго. Истинно, Я один – все цели. ..21..

Я – Брахма, Вишну и Махеша, Ума, Сканда и Винаяка, Индра, Агни и Яма, Ниррити, Варуна и Ваю. ..22..

Я – Кувера и Ишана, миры Бхур, Бхува, Сваха, Джана, Тапа и Сатья. Я – Земля, Вода, Огонь и Воздух. ..23..

Я – Вселенная, Я – солнце, луна, звезды и планеты. Я – прана и время, смерть, бессмертие и физические вещества Мира. ..24..

Я – прошлое и будущее, вся полнота Вселенной, целое и его составляющие. Для тихо поющих Я – пранава ОМ в начале, вйахарити (bhu, bhuva, svaha) – в середине и Гаятри – в конце пения. Я – расширение и сжатие Вселенной. ..25..

Я – еда и питье, сотворенное и уничтоженное, глава и подчиненный, Солнце и Спаситель всего. ..26..

Я – лучшее в Мире, нетленное и тончайшее; Я – сам Праджапати (Брахма); все святое, благоприятное, непостижимое, изначальное. ..27..

Я – извлекающий. Я – огонь конца мира. Я – божество, находящееся в сердце каждого, и жизненная сила. ..28..

Я – суть Омкары и средоточие трех букв (А, У, М), чья голова – север, ноги – юг, а середина – все остальное. ..29..

Я – истинная Пранава (Омкара), единый вечный древний, ибо это Я веду души вверх к небу и отправляю их вниз по завершению благой кармы. ..30..

Меня именуют Пранавой, потому что в процессе жертвы Я – Брахма (направление жертвы) выказываю (Ritviks) почтение к брахманам (трем Ведам). ..31..

Подобно тому, как гхи проникает в пищу и творит рост тела (того кто ест), Я проникаю во все миры и именуюсь Проникающим. ..32..

Из-за того, что Брахма и Вишну не смогли найти начала и конца Меня в облике Джйотирлинга, Меня именуют Бесконечным. .. 33..

Поскольку Я спасаю преданных от страха перед океаном рождения, старости и смерти, Меня именуют Спасителем. ..34..

Пребывая как Душа в четырех видах тел – живорожденный, яйцерожденный, поторожденный, проросший – Я принимаю тонкую форму Дживы и живу в сердцах. Поэтому Меня именуют Тонким. ..35..

Просветляя преданных, погруженных во тьму невежества, Я являюсь им как вспышка молнии. Поэтому меня именуют Светом. ..36..

Так как Я один творю, защищаю и уничтожаю все миры, творю души, идущие от Мира к Миру и дарую им благо самопознания, Я единственный Высший Бог. ..37..

Нет никакого иного существа, превосходящего Брахмана, который вбирает все в себя и Я (Брахман) один есть Рудра. ..38..

Я управляю всеми Мирами своею шакти, Я – Ишана (Правитель) этого мира, Бог и Свидетель этого Мира. ..39..

(Все священные писания Мира восхваляют Меня) как Ишану, Индру, Брахму, Махакалу и Яму. Также поэтому Я именуюсь Ишварой. ..40..

Я – созерцатель жизни (созданной Мною), пронизывающий эту жизнь, даритель познания и направляющий к этому познанию. Поэтому меня именуют Бхагаван. ..41..

Я постоянно творю, защищаю и разрушаю все миры и снова творю их. И поэтому Меня именуют Махешварой. ..42..

ТОТ великий господь, торжество величайшей силы и йогического самопознания. ТОТ создает и защищает все сущее. Я – ТОТ (tat). .43..

ТОТ – Я, находящийся всюду и бывший прежде всего. Я – во чреве, рожденный и тот, кто должен родиться; десять сторон света и душа каждого. ..44..

Я смотрю всеми глазами; Я поворачиваю лица; Я беру всеми руками; Я хожу всеми ногами. Этими руками и ногами Я управляю мирами как единый владыка земли и неба. ..45..

Те риши, которые видят меня в самих себе, в своих сердцах, размером с кончик волоса, как вселенную и как источник Вед; те мудрецы поклоняются мне всегда – для них есть только один мир и нет иных. ..46..

Я есть основание и причина майи; моим Я действуют как пять первоэлементов. Тот, кто познает через это меня – Бога, Высшего Человека и Правителя Вселенной – достигает высшего мира. ..47..

Утверждается, что голод, жажда и беспокойство являются знаками разума, которые скрывают праны. Тот, кто сумеет разделить жажду – которая является ответственной за все деяния – и установит свой разум на Мне как на первопричине, тот получит вечность и ни что иное. ..48..

Познав Меня как Вечность и Блаженство, Того, от которого слова и понимание отворачиваются неспособные постичь и описать, тот познавший не испытывает более страха ни перед чем. ..49..

Внимая Моим словам о Высшем познании, воспевая Мои имена и постоянно размышляя обо Мне все боги когда-то достигли единения со Мной и от этого познания все в мире видится им как проявление Моей славы. ..50-51..

Все в мире рождается из Меня. Все устанавливается во Мне. Я – тот Брахман, который является наивысшим. ..52..

Я – тончайшее и величайшее в мире, проявленное и непроявленное, древнейший, полнота бытия, владыка; Я один средоточие всех благ (shivam). ..53

Не имея рук Я все беру; не имея ног Я везде хожу; не имея глаз Я все вижу; не имея ушей Я все слышу; Я – изначальная сила; Я – все проявленные формы; Я – все виды сознания. И нет никого, кто знает Меня. ..54..

Я тот, кто открыл Миру Веды, кто создал Веданту – Я наивысший знаток Вед. Ни что не вместит Меня – ни заслуги, ни недостатки, ни разрушение, ни рождение, ни тело, чувство или  разум. ..55..

Земля, вода, огонь, воздух, космос - этим пяти элементам нет места во Мне. Знающий таким образом природу наивысшего в себе, пребывающий в глубинах сердца – в Атме и в Параматме, свидетель всего, находящийся вне причин и следствий, сам достигает наивысшего Я. ..56..

О великомудрый Рама! Тот, кто истинно знает Меня, он один и ни кто другой во всех мирах, достигает плода освобождения. .. 57..

 

Так заканчивается шестая глава Святой Шива гиты, именуемой «Слава Бога», которая является наивысшим наставлением в Брахма-видйи и Йога-шастре, в беседе между Шивой и Рамой в Падма пуране.

 

 

 

Глава VII - Видение Вселенской Формы.

 

 

 

Рама сказал:

О Всеобъемлющий Бог, пребывающий предо мною! На мой вопрос, который я задал Тебе, я не получил ответа, о великий господь! ..1..

Твое тело, о Владыка, имеет ограниченную форму; как же происходит творение всех живых существ, поддержание их жизни и уничтожение их? ..2..

Как различные божества, выполняющие свои обязанности, находятся в Тебе? Как получается, что все они, как и эти четырнадцать миров, едины с Тобою? ..3..

О Господь! Даже после того, как я выслушал все это от Тебя, осталось во мне сомнение. Прошу Тебя рассеять это сомнение моего разума, который страдает от непонимания. ..4..

 

Шива сказал:

Хотя семя баньяна очень мало, огромное дерево всегда существует в нем – ведь как иначе, то дерево могло бы вырасти из него? ..5..

Точно так же, о Рама, рождение и гибель всего живого имеют место в Моем теле. Даже огромный кусок соли легко растворяется в воде и перестает быть видимым; но после кипячения этой воды соль снова становится видимой. ..6..

Точно так же, как солнечный свет каждое утро приходит вместе с солнцем, так же и вся Вселенная рождается во Мне, живет, а затем сливается снова со Мною. Все находится во Мне, о благороднорожденный Рама! Знай это так. ..7..

 

Рама сказал:

О Великий Господь! Точно тк же, как человек путает направления, непонимание не всегда ухолит даже после правильного разъяснения, подобно моему не пониманию. Что же мне делать?

 

Шива сказал:

О Рама! Я покажу тебе, как все подвижные и неподвижные существа находятся во Мне. Но (обычным зрением) ты будешь не в состоянии увидеть это, о сын Дашаратхи, и поэтому я дарую тебе божественное зрение. С помощью его, отринув все страхи, созерцай Мое непреходящее величие. ..9-10..

Мой образ не может быть увиден обычными человеческими глазами или взором небесных существ без Моего благословения. ..11..

 

Сута сказал:

Произнеся это, Господь даровал (Раме) божественное зрение и он увидел форму Господа, подобную подземному пожару. ..12..

Увидев эту, сияющую как миллионы солнц и пугающую наихрабрейших, форму, Рама – бесстрашный герой – в трепете пал на колени, снова и снова произнося восхваления (Богу), с трудом поднимая на нее глаза. Он созерцал эту форму Господа, Разрушителя Трипуры, в котором бескрайние Вселенные напоминают маленьких птиц в бескрайнем небе. ..13-15..

В этой форме Господа он увидел горы Меру, Мандару и Виндхйу, семь морей, Солнце, Луну, планеты и пять элементов. ..16..

Сын Дашаратхи созерцал леса, священные горы, все четырнадцать миров и бесконечную вселенную; сражения между Девами и Асурами, рожденных и тех, кто родится, десять аватар Вишну и его лилы. ..17..

О дваждырожденные, он увидел поражения и победы Девов, сожжение Трипуры, появление и исчезновение всего рожденного. Созерцая это все Рама, наполняясь страхом, снова и снова пугаясь. И пробудилась в Рагхунадане истинная мудрость восхвалил он Шанкару прекрасным гимном, содержащем самую суть Упанишад. ..18-21..

 

Рама сказал:

О Бог! Разрушитель несчастья нашедших убежище в Тебе! О Господь Вселенной, будь милостив ко мне, будь милостив! О Творец Вселенной, будь милостив ко мне! О Носитель Ганги, с Луной, украшающей волосы! Защити меня, беспомощного перед жизнью и смертью. ..22..

О Господь! Этот мир происходит только от Тебя и все живое живо только в Тебе. О Шамбху! Только в Тебе происходит слияние всего, так же как деревья корнями сплетаются с землей. ..23..

О Носитель трезубца! Брахма, Индра и Рудра, Маруты и Гандхарвы, Якши, Асуры, Сиддхи, реки как Ганга и другие, океаны – все они существуют только в твоей вселенской форме. ..24..

О Украшенный Луной! Все есть иллюзия, спроецированная Твоей Майей и только в Тебе Едином вся Вселенная обретает проявление. Так же, как серебро видится в морской раковине, а веревка принимается за змею, так же и невежественные ошибаются в восприятии мира. ..25.

Наполняя всю Вселенную Своим светом, проявляя ее Своим великолепие, о Бог богов, без Твоего сияния эта вселенная не может быть проявлена ни на мгновение. ..26..

Великое не может опираться на незначительное. Один единственный атом не в состоянии поддержать горы Видхйа. Вся эта Вселенная на Твою форму Твоей Майей – теперь я убежден в этом. ..27..

Точно так же как пугающая змея, видимая в веревке, в действительности не рождается, не живет и не умирает, так же и вся Вселенная берет свое начало в Тебе, в Твоей Майе проявления, о Нилакантха. ..28..

Из-за своего невежества я спрашивал Тебя о Твоем теле, принимающим природу Бытия и являющимся основанием для проявленного Мира. Ты полностью есть Вечность, Сознание и Блаженство. ..29..

О Разрушитель Трипуры! Только Ты, Восхваляемый, награждаешь благими дарами добрые дела, выполнение ведических жертвоприношений и правильных действий. Но даже это утверждение не верно, потому что нет ничего отличного от Тебя. ..30..

Мудрецы объявляют невеждами тех, кто введен в заблуждение, кто по ошибке думает, что Шива, Бог Гималаев, рад внешним обрядам и почитаниям. Какое же может быть удовольствие тому, кто изначально бесформенен. ..31..

О Наивысший! Даже владычествуя над этими Тремя мирами, Ты даруешь награду даже тем, кто предлагает Тебе хотя бы лист или немного воды. И я считаю невеждами отворачивающихся от Тебя. ..32..

Ты управляешь основными и промежуточными направлениями (света). Ты первичное и вторичное творение, величайшее и вечное. При гибели этого мира Ты единственный не теряешь ничего, как ничего не теряет пространство (горшка) при поломке горшка. ..33..

Так же, как Солнце в небе отражается в воде, так же и Ты отражаешься во всех. ..34..

Никак не отражается на Тебе ни творение, ни поддержание, ни разрушение Мира; ни дарование Освобождения душам воплощенных согласно плодам их кармы – это все происходит как бы во сне. ..35..

О Шамбху! Для двух тел – тонкого и грубого – нет никакого соединения без Самости. Поэтому, о Враг Трипуры, шрути говорит о радости и боли пути познания Твоего отражения в самом себе. ..36..

Поклонение Тебе, Лебедю в океане бытия и сознания, Синешеему, Форме времени, Уничтожителю всех грехов, Единственному управителю разума, который  так же является иллюзией. ..37..

 

Сута сказал:

Преклонившись перед господом Вселенной, опустив руки перед Ним, сильно напуганный Вселенской формой Рама восхвалил Бога множеством слов. ..38..

 

Рама  сказал:

O Сущность вселенной! Спрячь эту Вселенскую форму. Твоей милостью, o Шамбху, океан мира (существования) был увиден  (мною). ..39..

 

Шива сказал:

O могучерукий Рама! Нет ничего кроме меня.

 

Сута сказал:

Так сказав, Бог спрятал Вселенскую форму в себе. ..40..

От восхищения прикрыв глаза и снова открыв их, Рама увидел, что Бог стоит в тигриной шкуре на гребне горы. Рама увидел перед собою Госпада Нилакантху с тремя глазами и пятью ликами, одетого в кожу тигра, покрытого священным пеплом, украшенного змеями, со спутанными волосами, сверкающего, с луной в волосах, восхитительнейшего, освобождающего от всех страхов, четырехрукого, держащего топор и оленя. ..41-44..

Так подавленный Рама сидел перед Ним и Бог богов сказал Раме: «Все что хочешь, ты можешь спросить у Меня, о Рама. Нет иного наставника для тебя кроме Меня». ..45..

 

Так заканчивается седьмая глава Святой Шива гиты, именуемой «Виденье вселенской формы», которая является наивысшим наставлением в Брахма-видйи и Йога-шастре, в беседе между Шивой и Рамой в Падма пуране.

 

Hosted by uCoz